ГОСТ 12.1.020-79

(СТ СЭВ 5710-86)

Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Шум. Метод контроля на морских и речных судах Occupational safety standards system. Noise. Method of control for sea and river vessels

Дата введения 1980-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР

     РАЗРАБОТЧИКИ:

     В.И. Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; В.М. Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко, д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат. наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; О.К. Кубяк, канд. мед. наук; И.И. Вареников

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163

3 Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет

4 Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.

5 В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.

6 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

+------------------------------------------------------------------+

¦ Обозначение НТД, на который дана   ¦         Номер пункта        ¦

¦             ссылка                 ¦                             ¦

+------------------------------------------------------------------+

  ГОСТ 12.1.003-83                        1.2

  ГОСТ 12.1.050-86                        1.3; 2.2.3

  ГОСТ 17168-82                           2.1.1

  ГОСТ 17187-81                           2.1.1

  ГОСТ 23941-79                           1.1

     7 Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничение срока действия

8 ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1, 2, утвержденными в июле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС N 10-85, 1-88).

Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.

Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

1 Общие положения

1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.

Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.

Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения.

1.2 Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.

Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923.

1.3 В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука L(А), дБ.А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L(Aэкв), дБ.А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.

На серийных судах допускается в качестве основной изменяемой величины принимать уровень звука L(А), дБ.А.

Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.

Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.

    1.1-1.3 (Измененная редакция, Изм. N 2).

    2 Методика измерений

2.1 Аппаратура

2.1.1 Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.

Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81.

Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.

    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.1.2 Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2 Условия проведения измерений

2.2.1 В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:

режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);

производственном режиме.

2.2.2 Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля +/-3 град.), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.

2.2.3 На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом в производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.

2.2.4 Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.

Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.

2.2.5 В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.

Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.

На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.

    2.2.1-2.2.5 (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2.6 На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.

    (Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.3 Проведение измерений

2.3.1 В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3.2 В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.

2.3.3 В машинных отделениях площадью до 15 кв. м измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.

2.3.4 В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.

2.3.5 В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 кв. м измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 кв. м - в точках с интервалами не более 7 м.

Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ.А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.

2.3.6 В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.

2.3.7 При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.

Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.

При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.

2.3.8 При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.

2.3.9 При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.

    2.3.3-2.3.9 (Измененная редакция, Изм. N 2).

    3 Обработка и оформление результатов измерений

3.1 Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.1.1 (Исключен, Изм. N 2).

3.2 Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:

наименование и тип судна;

номер проекта и порядковый номер в серии;

наименование организации-проектанта и завода-строителя;

год постройки судна, порт приписки;

дату проведения испытаний;

наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;

данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);

информацию о загрузке судна;

сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;

перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);

оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;

дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).

К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3 Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.

    3.4 (Исключен, Изм. N 2).

Приложение 1 (справочное) Поправки для учета уровня помех (п.6.3 стандарта ИСО 2923-75)

+------------------------------------------------------------------+

¦ Разность между уровнем шума    ¦     Поправки к результатам      ¦

¦     и уровнем помех, дБ        ¦          измерений, дБ          ¦

+------------------------------------------------------------------+

     10 и выше                             0

       6-9                                 - 1

       4-5                                 - 2

        3                                  - 3

Приложение 2 (справочное) Соответствие требований ГОСТ 12.1.020-79 требованиям СТ СЭВ 5710-86

+------------------------------------------------------------------+

¦            ГОСТ 12.1.020-79              ¦  СТ СЭВ 5710-86       ¦

+------------------------------------------+-----------------------¦

¦ Пункт ¦      Содержание требований       ¦ Пункт ¦  Содержание   ¦

¦       ¦                                  ¦       ¦  требований   ¦

+------------------------------------------------------------------+

  1.1    Точность метода контроля согласно     -           -

         ГОСТ 23941-79 должна быть оценена

         средним квадратическим отклонением

         результата измерения

     (Введено дополнительно, Изм. N 2).